Голос обряда и лирики. Многоголосье и интерпретация напева.
Преподаватель по вокалу Рацен Е.Б.
Программа мастер-класса
Национальная культура и традиция остается сегодня важным, а для большинства людей и определяющим фактором в их ощущении собственной идентичности и культурной принадлежности.
Музыкальный фольклор живет в контексте обрядовых и бытовых ситуаций. Существует немного фольклорных жанров предназначенных специально для прослушивания , в основном же этническая музыка – функциональна. Календарь, свадьба, цикл рождения-смерти, инициация, лирика, детский фольклор, плясовые, хороводные – все эти жанры предполагают активное включение в исполнение всех присутствующих. «В традиционной фольклорной среде фольклор как бы получают готовым, но в то же время каждому предстоит пройти весь путь самому до конца. Передаваемый непосредственно, фольклор обладает тем, что я назвал первичной артикуляцией фольклора» (2)
Наличие культурных клише позволяет исполнителям импровизировать, интерпретируя сложившийся сюжет. Это дает участникам большую степень внутренней свободы. При этом действуя сообща – а фольклор, как правило, подразумевает участие многих людей – исполнители находятся в неразрывной связи друг с другом и на поверхность выходит индивидуальность человека.
Разделы:
1. Двигаемся. Человек артикулирующий (2)
Гимнастика.
«Игры в кругу» (игры с мячом, ритмические фигуры)
«Три ноги» и другие ритмы русского народного танца
2. Звучим. Человек интонирующий
Скороговорки с движением
Практика импровизации без слов.
Традиционные распевки
3. Танцуем и поем. Человек музицирующий.
Русские народные плясовые, хороводы, игры и заклички, лирика
Гимнастика.
Разминка включает в себя ряд упражнений, основанных на ци-гуне, тай-цзы, йоге, пластике, современных танцах для развития диафрагмального дыхания, растяжки, упражнения для развития пластичности и подвижности тела.
«Игры в кругу».
Тренинг основан на системе Элементарного музицирования К.Орфа. Ритм, речь, движение.
«Три ноги» и другие ритмы русского народного танца
• Символика русского народного танца
• Региональные особенности движения в плясовых и хороводах
• Выработка осанки и создание «пружины» в теле
Практика импровизации без слов.
• Остенатное коллективное пение, цепное дыхание, унисон
• Построение интервалов на основе бурдона, расщепление унисона
• Импровизации в традиционных звукорядах а’капелла
• Исполнительская свобода и собственная песня
«Традиционные распевки»
Система вокальных упражнений
• Региональные диалекты и способы звукоизвлечения
• «Крытый» смоленско-псковский звук
• Элементы импровизации в традиционном звукоряде
• «Природное» пение
Русские народные плясовые, хороводы и игры, заклички.
Пример репертуара:
Молодка (пляс.), Псковская обл., из коллекции Е.Н.Разумовской
Махоня (жнивн. Игра), Брянская обл, Сб. Лукьяновой, Песни Брянской Области.
На печке сижу (пляс.), Смоленская обл., из коллекции СПбГУКИ, кафедры р.н.п.и.
Ох вы, девки молодки (пляс), Смоленская обл., из коллекции СПбГУКИ, кафедры р.н.п.и.
Орел – божья птица (летняя), Псковская обл., из коллекции Е.Н.Разумовской
Жнитя, мои жнеи (жнивная), Псковская обл., из коллекции Е.Н.Разумовской
Галочка-ключница (весен.), Брянская обл., сб. Песни с.Сенного, Севского р-на Брян.обл.
Заря моя вечерняя (лир.), из сб. Пушкиной, Песни Московских переселенцев,
Детские игры с песенками
И т.д.
(1) Земцовский И.И., От народной песни к народному хору, 1986, с.12/
(2) И.И.Земцовский. Музыкальная коммуникация: сб. научных трудов. Серия «проблемы музыкознания», вып. 8. — СПб, 1996.
(проходил: Университет Чикаго, Университет Иллинойз США, март 2007 г., ЦНТ г.Псков, ЛО ГУК УМЦКиИ СПб март, 2008 г.)