Этот вопрос звучит одним из первых при записи на курсы вокала. Оно и понятно — люди хотят некоей гарантии, понимания дистанции — и тренировочной, и экономической. И все же, в этом вопросе заключено легкомысленное отношение к профессии музыканта. Людям, даже закончившим музыкальную школу, не всегда понятно — для того, чтобы петь как Кристина Агилера (например) должны быть выполнены несколько чрезвычайно важных условий. Талант, работоспособность, годы тренировок и сценический опыт (просто почитайте биографию американской поп-дивы в Википедии).
Конечно, я могу обещать, что через несколько занятий многое станет Вам понятно, Вы сможете извлечь тот самый звук, а через полгода Вы ощутите явный результат от ВАШИХ ежедневных тренировок. Но Вам следует помнить — многое зависит только от Вас, педагог лишь направляет в нужное русло процесс развития голоса. Я подготовила несколько тезисов по результатам телефонных разговоров с желающими поставить голос.
1. Если Вы желаете спорить с педагогом о правильности его методики и красоте звучания голоса, а также предлагать петь Кристину Агилеру на первом занятии, в свою очередь предлагаю заниматься самостоятельно без педагога. Пойте, как хотите, и никто Вам не указ! В конце концов, Вам лучше знать, как правильно петь. Ну, ничего страшного, если иногда после исполнения очередного шедевра Вы осипнете, а на следующий день голоса нет вообще. От этого голос только закалится и окрепнет, ради прекрасного результата Вы готовы терпеть и не такое!
2. Вам придется научиться дышать животом и открывать рот, даже если это «невозможно», Вам придется каждую ноту (то есть все-все, за исключением специально подснятых) опирать на диафрагму, учиться по новому произносить буквы, формировать маску, даже если «невозможно» одновременно открыть рот и подтянуть щеки. Придется учиться делать невозможные вещи!
3. Вам придется работать каждый день. Только систематическими занятиями достигается положительный результат. Если занятия пением у Вас прерываются рыбалкой, или футболом, или чем угодно, если Вы забываете про пение сразу после выхода из класса, значит Вы не хотите научиться петь. Вы действительно хотите петь, если думаете об этом все время — на улице, в метро, в компании, в душе, на рыбалке, на футболе, везде.
4. Техника решает многое, но невероятно важно развиваться как музыканту. Ваш слуховой опыт, способность анализировать определяют Вашу музыкальную культуру. Правда, без музыкальной культуры вполне можно петь и громко, и высоко. Тут опять выбор за Вами.
5. Вы не будете петь свободно, если у Вас отсутствует гармоническое мышление. Вокалисту необходимо чувствовать себя в ладу, как рыба в воде. Чувствуете лад, тяготения, ощущаете всем телом гармонические последовательности, сможете петь любую партию и импровизировать. (С импровизацией, правда, еще беда — без музыкальной культуры никак!)
6. Ритм. Зал никогда не затанцует вместе с Вами, если у Вас внутри нет пульса, если он прерывистый, если все Ваше тело не пульсирует. Развивая чувство ритма Вы работаете и со звукоизвлечением, и с фразировкой, и с чувством ансамбля. Ритм, свинг — это энергия песни, живое дыхание, чувство уверенности, зрелая подача голоса.
7. Без ансамбля не существует музыки. Учитесь слушать не только себя внутри, учитесь охватывать целое, слушать и слышать каждый инструмент, каждую краску и нюанс. Ловите радость от всеобщего резонирования. Сливаясь с коллективом в музицировании Вы становитесь свободнее и ярче. Тут, опять же, никакого принуждения — не хотите петь с коллективом, радоваться творческому общению и учиться друг друга, получать новый драгоценный опыт, можете тихонечко петь в ванной акапельно, тоже вариант.
8. Музицирование это прежде всего способ коммуникации. То, о чем написано выше (слуховой опыт, развитие ритма и гармонического чувства, вокальная техника, умение импровизировать в ансамбле и пр.) вырабатывает язык этой коммуникации. Чем лучше Вы знаете музыкальный язык, чем лучше голос слушается Вас, тем легче и интереснее общаться на этом языке. Музыка объединяет людей, делает их светлее и чище. Голос — один из самых совершенных инструментов, он создан природой и он — один из аспектов нашей сущности. Работая с голосом, мы работаем со своим внутренним миром, а это интересный путь самопознания и совершенствования.
Женя, спасибо вам за то, что успеваете охватить все аспекты нашей музыкальности и учите нас успевать делать это! Мне невероятно повезло, что занимаясь с вами, у меня есть возможность развивать в себе музыканта, а не просто «ставить голос».
Санечка! Пожалуйста!)) Вообще-то это двусторонний процесс — ученики находят учителей, а учителя находят учеников 🙂