Ху из музыкальный продюсер?
Итак, вы купили хорошие инструменты, отличные микрофоны, нашли удобное помещение, всё отрепетировали и пошли записываться на самую хорошую студию. Но в процессе записи возникло странное ощущение, что кто-то постоянно суёт палки в колёса. То ли кто-то из членов коллектива, то ли работники студии отчего-то совсем не заинтересованы в создании альбома всех времён и народов, то ли какие-то космические силы никак не позволяют осуществить задуманное. И после нервного прослушивания окончательного сведения неделю напролёт, ваши надежды на возникновение гениальной записи окончательно улетучиваются… Сколько потрачено времени, сил, денег, сколько близких и далёких людей ожидало результата вашего творчества — и всё это впустую?! Трагедия! Тут и возникает извечный вопрос — что делать… Видимо надо искать человека, способного объединить и направить в одну сторону всех «лебедей, раков и щук».

К сожалению, так уж сложилось в нашей студийной структуре, что такое звено как музыкальный продюсер — отсутствует в принципе. Иногда его функции взваливает на себя звукорежиссёр, у которого и без того забот хватает, и, углубившись в детали, он обычно просто не в состоянии держать в поле зрения что-то другое. Иногда эти функции перехватывает продюсер коллектива, который является либо издателем, либо директором, либо спонсором, либо одним из музыкантов. И на практике, для доведения проекта до желаемого состояния, всем им просто не хватает специального опыта. Конечно, вы можете сами потратить ещё лет 5-10 на постижение секрета рождения музыки из электрического звука. Но разумнее будет обратиться к уже готовому музыкальному продюсеру, который возьмёт вас за руку и проведёт по миру звукозаписи, к увековечиванию ваших творений. Но чтобы дать руку этому провожатому, нужно, как минимум ему доверять! И хорошо бы ещё понимать, чего вы от него ждёте. Ведь на западе, ни один серьёзный проект не обходится без присмотра музыкального продюсера — он всегда работает вместе со звукорежиссёром. Только там его называют просто продюсером, а звукорежиссёра — звукоинженером. А поскольку слово «продюсер» у нас самовольно захвачено другими «ребятами», приходится эту функцию называть музыкальное продюсирование.

Какими основными навыками должен обладать музыкальный продюсер:
1. Быть глубоко профессиональным звукорежиссёром, владеть тонкостями и секретами звукозаписи, чтобы в нужный момент скорректировать любую ошибку. Для этого необходимо знать и всю техническую часть, т.е. принцип работы используемой аппаратуры и её устройство.
2. Являться опытным музыкантом, играющим на различных инструментах, при необходимости уметь подсказать, как решить ту или иную партию, или, даже подменить кого-то на время, в интересах общего дела.
Ещё музыкальный продюсер должен быть в состоянии:
1. Видеть и ярко подавать сильные стороны музыкантов и их творческие удачи, в свою очередь, проявляющиеся слабые места, незаметно закрывать или смягчать.
2. Быть хорошим психологом и уметь общаться с самоуверенными и «безбашенными» музыкантами. Знать, как быстро решать возникающие конфликты между участниками коллектива. Понимать, что все они малые и капризные дети, которые очень хотят, но зачастую просто не знают, как желаемое осуществить на практике.
3. Знать особенности всего многообразия музыкальных стилей, методику их создания и свободно ориентироваться в них. Уметь использовать элементы, характерные для одного стиля, в кардинально другом ключе.
4. Мгновенно переключать своё восприятие с нотного и звукового на фактурное и абстрактно-чувственное и обратно. Далеко не все звукорежиссёры и музыканты владеют этим навыком. А ведь большинство людей вообще не различают звучание отдельных инструментов, а воспринимают музыку как единое целое, обобщённое и абстрактное.
5. Понимать тенденции той или иной аудитории, чувствовать их вкусы и особенности восприятия. И вовсе не для того, чтобы подстраиваться под штампы и стараться им угодить, а только лишь для ясного представления системы координат, в которой находится потенциальный слушатель. Ведь телевизор, который показывает картинку вверх ногами — не нужен никому, вне зависимости от качества и содержания программы.

Что же практически может нам дать музыкальный продюсер?
Основная, и самая важная ценность муз. продюсера в том, что он наблюдает за процессом как бы со стороны, извне варящейся каши. Понимая направление и задачу, которые вы до него донесли, он следит за великим множеством факторов влияющих на окончательное восприятие вашего замысла. А они, в свою очередь, зависят от огромного количества, кажущихся поначалу вроде бы несущественных мелочей: от выбора микрофона и даже шнура к нему до настроения и мыслей играющих музыкантов. Вот всё это многообразие «подстав» и должен суметь «разрулить» опытный музыкальный продюсер. И, как вы теперь уже понимаете, такие задачи являются архисложными, требующими незаурядных и глубоких познаний в устройстве и строении мира музыки и мира людей.
Другая, не менее важная его задача — сделать понятным ваш музыкальный язык, который, по умолчанию, гениален, но, к сожалению, почему-то не всегда понятен окружающим. Методы и действия, которыми это будет достигаться, могут оказаться для вас вовсе незаметными, если только он сам не захочет их вам показать. Вообще, сессию записи без музыкального продюсера можно сравнить с ездой на неуправляемом автомобиле по ледяной дороге под откос или с проведением сложной операции самим пациентом в отсутствие врача. Вывод напрашивается сам собой: при совместной работе с опытным музыкальным продюсером ваши акции поднимаются на несоизмеримо большую высоту.

Действительно, некоторым подобным навыкам сейчас пытаются обучать на звукорежиссёрских факультетах различных учебных заведений. Но, к сожалению, преподают сие достаточно поверхностно, а ведь знать эти области необходимо глубоко, что приходит только с многолетним практическим опытом. И тут опять возникает вопрос: где же найти такого специалиста и существуют ли они вообще в природе нашей страны? Ответ здесь неоднозначный. В принципе, любой звукорежиссёр-музыкант, имеющий продолжительный опыт, около 10-ти лет, мог приобрести некоторые навыки необходимые для продюсирования. Но их может и не хватить, если не было должной глубины анализа причинно-следственных связей и собственных и чужих ошибок. Годы работы могут и не принести необходимых плодов, если звукорежиссёр не совершенствовал своё подсознание и не тренировал свой слух ежесекундно по определённым методикам. Отличить же опытного музыкального продюсера от звукорежиссёра-музыканта можно по тому, как он находит выход из той или иной тупиковой ситуации: звукорежиссёр обычно имеет одно, два решения возникшей проблемы, и они могут не сработать, а в арсенале музыкального продюсера решений имеется великое множество. Да и выбираются они совсем по другим критериям — по требованиям восприятия идеи в целом, а не по техническим музыкальным или звуковым параметрам…
Так что приглядывайтесь к звукорежиссёрам и продюсерам. Возможно, в ком-то вы увидите человека, которому сможете доверить свои бесценные творения.

В общем, требуйте долива пива после отстоя пены!

© 2008, Никита Иванов-Номан