(опыт новичка)
19 февраля мне посчастливилось оказаться на мастер-классе по пластике и пантомиме Феликса Агаджаняна – ведущего артиста и одного из основателей театра «Лицедеи». Мастер-класс был посвящен основам пантомимы и проходил на базе театра «Семьянюки» для студентов школы современного вокала Евгении Рацен и других начинающих и продолжающих артистов.
Первое впечатление: внутри Феликса много миров, каждый из которых он может в любую минуту достать (словно из кармана), разделить с нами, а потом так же легко спрятать и достать любой другой. С помощью мимики, тела он может показать любую реальность. Я понимаю восторг советских актеров, столкнувшихся с пантомимой в конце 50-х благодаря выступлению Марселя Марсо. Когда видишь это (особенно когда видишь это чудо в паре метров от тебя), сразу хочется научиться этому, этой технике, позволяющей создать вокруг себя любые декорации, оказаться в любых обстоятельствах.
Как я поняла, это работает так: представляешь, что предмет есть рядом с тобой – видишь этот предмет (т.е. убеждаешь себя, что видишь) – взаимодействуешь с ним – все вокруг тоже видят этот предмет. Казалось бы, все понятно. И кажется, будто так легко исполнить классический этюд «Я стою возле стенки и ощупываю ее руками».
На самом деле все не так просто.
Во-первых, нужна гибкость всего тела (от шеи до ступней), что достигается долгими тренировками. Наши упражнения начались с разминки, которая далеко не всем далась легко. Без разминки невозможно максимально убедительно существовать в придуманной реальности (иллюзии), т.к. даже относительно простого «каната» должно быть абсолютно логичное положение плечей, локтей, коленей, даже головы, чтобы все вокруг смогли увидеть, что ты действительно тянешь канат, причем с определенным усилием, в конкретном направлении.
Во-вторых, необходимо освоить существование относительно ключевых точек. Это уже азы теории. Если держишь в руках палку, у нее есть длина, толщина, и это все — точки. Каждое движение должно иметь начало и конец, для этого нужно освоить особую технику иллюстрации действия. Если ты работаешь с плоскостью, она должна оставаться плоскостью (а не кривой поверхностью, например, если ты не расправил до конца ладонь) и т.д.
В-третьих, если ты на сцене не один, взаимодействуй в том числе с реальностью, в которой существует твой партнер. Мы поупражнялись в этом в третьей части мастер-класса – групповой импровизации в заданных условиях. Оказалось, что в одних и тех же обстоятельствах (например, на детской игровой площадке) может родиться много образов, органично дополняющих друг друга. С одной стороны, песочница, качели находятся в твоем воображении, а с другой – ты уже взаимодействуешь с ними, и они становятся реальными для всех вокруг. Созданная тобой иллюзия оживает.
Ошибочно думать, что пантомима – это просто создание картины с помощью жестикуляции и мимики. Это действительно проживание того, что видит зритель.
Вы спросите – зачем это вокалистам? А я вам отвечу: мы как артисты создаем другую реальность, и пантомима – еще один способ вовлечь в нее зрителей, еще один инструмент сделать ее более зримой. Это актерское мастерство, которое позволяет сделать музыку еще более живой, создать даже в отдельной песне свой мир, иллюзию…
Елена Феклистова
Огромное спасибо Феликсу Агаджаняну и организаторам Мастер-класса за незабываемые впечатления и приобретённые навыки. Как-то вдруг, неожиданно, мимоходом, открылся новый мир, который можно не только увидеть, но и показать, получить отклик и даже найти единомышленников. Дочь сказала, что когда мы с ней играли в воображаемый мяч на детской площадке, к концу игры она уже отчётливо его видела. Мы в восторге!